Урок 2. Изготавливаем масштабную модель фрегата «Орел». - Лаборатория 57

Заявка на создание макета




Ru / En
Орел, Бакланово, ул. Спасская д. 31
Ru / En

Урок 2. Изготавливаем масштабную модель фрегата «Орел».

Поделиться в социальных сетях:

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел«Вспомните свои детские годы, когда у лужи или запруды вы, надувая щеки, дули изо всех сил на первый в своей жизни парусный корабль: ореховую скорлупу, щепку с воткнутым в нее картонным флажком, а может быть, просто кусочек коры, «оснащенный» дубовым листком. Какая радость охватывала вас! Ведь вы сами творили чудо – ваш корабль плыл по ветру!»

Истоки и традиции.

Строительством моделей судов люди занимались еще в древнейшие времена. В 1929 г. в Южной Месопотамии была обнаружена серебряная модель гребного судна, изготовленная за 4000 лет до нашей эры.
Внутри египетских пирамид находили множество моделей судов, предназначавшихся для проведения обрядовых церемоний, возраст отдельных моделей превышает 3000 лет. Модели судов, изготовленных в древние и средние века, хранятся в музеях Англии, Франции, Дании, Голландии. О виде парусников мы можем судить так же по картинам, рисункам, фрескам или описаниям из старинных книг.

Красота парусного судна, целесообразная стройность обводов корпуса, выработанная многовековым плаванием в море, всегда привлекала человека. Церковники использовали модели судов для украшения храмов; современные музеи и научные заведения – для исследований, для придания своеобразного «морского» колорита в служебных помещениях.

Особый интерес школьников вызывают именно изготовление моделей парусных кораблей. Это и понятно, ведь парус служит людям с незапамятных времен. Пока плавания совершались только по рекам, он играл вспомогательную роль. Распустив четырехугольное полотнище, с попутным ветром плавали по Инду, Тигру, Нилу в древнейшие времена протоиндийские, египетские, шумерские суда; при встречном ветре их экипажи брались за весла и шесты. Когда же суда вышли в открытый океан, основным движением стал парус. Мореплаватели бронзового века, а может быть, еще и каменного, под парусом совершали трансокеанские переходы. Тысячелетия назад строились парусные военные корабли. Создавались торговые парусные суда (недаром говорили: «Паруса – это крылья торговли»). Для многих народов судоходство было всегда необходимостью.

Исторический очерк развития мореплавания.

Принято считать, что эпоха мореплавания началась приблизительно 5000 лет назад в развитых цивилизациях Месопотамии и Египта, а позднее (но, вероятно, независимо) – В Китае, остальной части Восточной Азии, Океании и Южной Америке.

С помощью паруса, изобретатель которого неизвестен, человек впервые использовал стихию в качестве движущей силы.
Развитие плавучих средств шло медленно: от примитивного плота до судна в несколько метров длиной с единственным парусом. В 1969 году норвежский ученый и мореплаватель Тур Хейердал сделал точную копию египетского судна из папируса с одним парусом и со второй попытки сумел переплыть на нем Атлантический океан.

Финикийцы использовали легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус, усовершенствовав их набором, состоявшим из крепко соединенных киля и шпангоутов, к которым прикреплялась деревянная обшивка. Финикийское слово «Галера» вошло во все европейские языки. Финикийцам приписывают честь первого плавания вокруг Африки в конце 7в. до н.э. (за 2000 лет до Васко да Гамы).
У греческой боевой галеры 5го века до н.э. было по бортам от двух ярусов весел (бирема) до трех (триера). Греки усовершенствовали свои порты и начали строить маяки, ввели термины «широта» и «долгота». Античные галеры бороздили Черное и Средиземное моря и сумели достичь Британии, а возможно и Скандинавии.

Корабли римлян мало отличались от греческих кораблей, но у них увеличилось количество и общая площадь парусов, хотя двигались они в основном всё же за счет гребцов.

У арабов (7век) на судах появляются важные элементы новизны – треугольный, так называемый латинский парус, существенно улучшивший ходовые качества судна, а также на корме руль вместо рулевого весла. У арабских шебек (судов военного назначения) весла уступают парусам роль главного движителя. Арабские суда имеют две или три мачты, кормовую надстройку, пушки вместо старинного тарана, а также дозорную бочку на верху грот-мачты.
Русское кораблестроение имеет очень древнюю историю. Русский народ всегда был народом-мореходом, судоходство и судостроение составляли основное занятие людей, живших на берегах рек и морей.

Еще до образования Киевского государства славяне плавали Черным морем и через проливы выходили в Средиземное море, а новгородские купцы, отличные моряки, на своих устойчивых ладьях бороздили воды Балтийского моря и северных морей: замечательный образец раннего русского кораблестроения – кочи поморов, однопалубные деревянные корабли с одним большим холщовым парусом и подводной частью округлой формы ( при сжатии льдов коч выдавливался к поверхности и оставался невредимым). Именно на коче в 1643г. С.И. Дежнев спустился по реке Индигарке до Северного Ледовитого океана и первым достиг пролива между Азией И Америкой, который в последствии был назван Беринговым. Это было великое географическое открытие.

Запорожские чайки и донские струги (небольшие гребные суда с одним парусом) осуществляли набеги на турецкие крепости в середине 17века и заставили турецкого султана в 1649 году заключить со славянами договор о мире и торговле.

В 1668г. был сделан первый шаг к созданию русской регулярной военно-морской силы на Каспийском море: на реке Оке в селе Дединово был спущен на воду большой парусный корабль «Орел», первый чисто парусный трехмачтовый военный корабль, вооруженный 22 пушками и с экипажем в 58 человек. (В период восстания Степана Разина Корабль был сожжен в 1670г.)

Петр первый мечтал о превращении России в могущественную морскую державу. Весной 1696 года флот был построен на верфях в селе Преображенском под Москвой, в Воронеже, Козлове. В его составе были два 36пушечных корабля «Апостол Петр» и «Апостол Павел», четыре брандера,23 галеры, 1300 стругов, 300 морских лодок. Для защиты своих интересов на юге, на Азове от турок и на севере от шведов нужно было строить большие корабли. Это делалось на верфях Архангельска и на Ладоге.

К 1721г. победы русского регулярного флота завершили борьбу русского народа за возвращение земель по берегам Балтийского моря.

Ко второй половине 18 века одной из главных проблем был выход Росси в Черное и Средиземное моря. Так, в течение русско-турецкой войны с 1768г. по 1774г. русскими была предпринята первая архипелагская экспедиция: 20 линейных кораблей, 6 фрегатов, 26 вспомогательных судов и бомбардирского корабля. Переход из Балтийского моря в Средиземное, показавший блестящую школу русских мореходов. Успехи и победы в Чесменской бухте, победы черноморской эскадры под командованием адмирала Ушакова, взятие Очакова, Измаила, Анапы – памятные эпизоды русско-турецких войн. И хотя турецкий флот превосходил в 1787-1791гг русский в судах в 1,5 раза, а по числу орудий в 2,7 раза, русский флот, руководимый талантливыми флотоводцами, неизменно одерживал победы во всех крупнейших сражениях.

С ним приходилось считаться не только Турции, но и таким крупным морским державам, как Франция и Англия.
К Крымской войне 1853-1856 годов Черноморский флот состоял из 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корветов, 12 бригов, 32 транспортов, 7 пароходов-фрегатов 24 малых пароходов.

Знаменитый бой эскадры вице-адмирала П.С. Нахимова, 11 ноября 1853г. в Синопской бухте, (где были за три часа уничтожены береговые батареи и турецкая эскадра, взят в плен турецкий командующий эскадрой, 2 командира кораблей, убиты более 3200 турок, а русские потери составили 37 человек убитых и 229 раненых), был последним и самым крупным боем парусных кораблей. Видное место в этой войне занимала 11 месячная оборона русскими моряками и солдатами Севастополя. И хотя Россия потерпела поражение в Крымской войне, неблагоприятные условия того периода не могли остановить творческой мысли русских изобретателей.

В 1782г И.П. Кулибин создает «водоходное судно» с гидравлическим двигателем. В 18 веке были подготовлены возможности перехода русского судостроения от паруса и дерева к металлу. В 1815г между Петербургом и Крондштатом ходил первый русский пароход «Елизавета». Строение малых пароходов послужило толчком для постройки больших пароходов. 19 ноября 1879г были проведены испытания педальной подводной лодки С.К.Джевецкого, управляемой одним человеком.

В 1864г было решено восстановить все приморские крепости и форты на Черном море и заново создать флот для угрожаемых с моря районов. Большой вклад в строительство броненосных кораблей внес русский адмирал и изобретатель А.А. Попов и корабельные инженеры Н.Е.Кутейников и И.С.Дмитриев, спроектировавшие океанский броненосный крейсер, который отличался большой дальностью плавания без захода в промежуточные порты для бункеровки. По этому проекту были построены броненосные корабли «Генерал-адмирал» и «Александр Невский» водоизмещением 4600т.

Первым кораблем броненосного флота не только в России, но и во всем мире, стала канонерская лодка «Опыт», построенная корабельным инженером Прохоровым. Вскоре в состав русского флота вошли крейсера, не уступавшие и броненосцам в скорости хода, мощи артиллерии и броневой защите.

В 1877г. вступил в строй корабль «Петр Великий», полностью построенный из отечественных материалов, длинной 100,6 м, шириной 19,3м, способный развивать скорость 14,3 узла. Его создали А.А.Попов и корабельные инженеры М.М.Окунев и А.Е.Леонтьев.

Газета «Таймс» писала: «Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев».

Большой вклад в дело развития артиллерии внес С.О.Макаров.
К середине 19 века русские парусные суда в своем развитии достигли совершенства по размерам, скорости хода, артиллерийскому и парусному вооружению.

Все годы строительства русского парусного флота (с петровских времен) сопровождались большими экспедициями и кругосветными плаваниями, во время которых делались крупные географические открытия.

Славные страницы в историю мореходства вписали архангелогородцы Мошков и Треска (морской переход на ладье из Охотска на Камчатку), В.Беринг и А.Чириков (камчатская экспедиция в 1728г), С.Муравьев и М.Павлов (обследование северных берегов Сибири в 1734-1735гг), Х.Лантев и С.Челюскин (обследование побережья Таймыра), И.Ф.Крузинштерн и Ю.Ф.Лисянский (первое кругосветное путешествие в 1803г на шлюпах «Надежда» и «Нева»).
Впервой половине 19в было совершено 36 экспедиций вокруг света.

Моря и архипелаги вокруг Южного полюса были открыты и описаны Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым в 1819-1821гг. День 15 января 1820г считают днем открытия русскими моряками Антарктиды.
В 1849г Г.И.Невельский доказал, что Сакамен – это не полуостров, а остров.

Русский парусный флот не запятнал себя позором работорговли и пиратства. Своеобразие создания русского флота состояло в том, что его строительство было вызвано необходимостью обеспечения России выходами к морю, без которых было невозможно ее дальнейшее развитие.

Инструменты для работы.

Инструменты для работы должны быть исправными, неизношенными, правильно заточенными, использоваться только по прямому назначению, ремонтироваться и затачиваться вовремя. Они должны храниться в специально оборудованном месте и отвечать требованиям безопасности труда.

Материалы.

Для постройки моделей судов применяют разнообразные материалы: металлические (медь, латунь, бронза, алюминий, дюралюминий) и неметаллические: древесина, авиационная фанера, шпон, а также синтетические материалы и пластмассы (ПВХ, полистирол, оргстекло и т.п.). Пластмассы делятся на термопластичные (полистирол, полиэтилен, оргстекло, капрон, фторопласт-4, целлулоид) и термореактивные (текстолит, стеклотекстолит, гетинакс, полихлорвинил, эбонит), а также стеклоткань.

Используются вспомогательные материалы: клеи, грунты, шпатлевки, лаки, краски, растворители. К белковым клеям относят столярный и казеиновый, к нитроцеллюлозным водостойким эмалит и нитролаки, к смоляным поливиниловые фенольные клеи и клеи на основе эпоксидных смол. При работе с клеями, лаками, красками необходимо соблюдать меры безопасности.

Этапы постройки модели.

1. Выбор модели.
Выбор модели должен зависеть от технической подготовленности и терпеливости моделиста, а также от доступности материалов, необходимых для подготовки проекта и затем для постройки реальной модели. После выбора типа судна необходимо сделать предварительную проработку и выполнить подробный эскиз, на котором были бы показаны основные размеры, общий внешний вид и важнейшие детали оборудования моделей и прежде всего паруса модели.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 01

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 02

На этой подготовительной стадии в полной мере необходимо творческое воображение моделиста, чтобы он мог уловить характерные черты той эпохи, когда прообраз его модели бороздил морскую гладь. Эта работа не терпит шаблона, тут проявляется творческая индивидуальность моделиста. Тем не менее, следует сделать одно предупреждение. С уменьшением истинных размеров корабля до приемлемых размеров модели, некоторые детали пропадут вовсе, а другие можно будет показать только упрощенно.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 03

Следующий этап подготовительной работы – проект модели. Он служит основным руководством при создании модели и требует серьезного внимания. Все ошибки и неточности, допущенные в проекте, полностью отразятся в готовой модели. Основной, или рабочий, чертеж должен быть выполнен в том же масштабе, что и модель.
Основной чертеж выполняется в трех проекциях: фронтальной, горизонтальной и боковой.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 4
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 5
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 6

Начинают с фронтальной проекции (вид со стороны борта), затем следует горизонтальная проекция и, наконец, боковая. В зависимости от кривизны борта устанавливают необходимое число шпангоутов, располагая их более редко там, где кривизна меньше. Форму шпангоутов определяют исходя из основных проекций и собственных представлений об обводах корпуса. В проекте должны быть показаны мачты, бушприт, паруса и основные ванты. Далее основной чертеж дополняется рабочими чертежами большинства деталей оборудования, согласно составленному предварительно перечню. Это марсовые площадки, якоря, рулевое колесо, вантовые лестницы, составные части мачт.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 7
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 8
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 9

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 10
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 11
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 12

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 13
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 14
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 15

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 16
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 17
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 18

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 19
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 20
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 21

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 22
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 23
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 24

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 25
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 26
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 27

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 28
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 29
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 30

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 31
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 32
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 33

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 34
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 35
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 36
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 37
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 38
Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 39

Последний этап подготовительной работы перед постройкой модели – изготовление шаблонов основных составных частей остова судна: килевой рамки, шпангоутов, палубы и палубных надстроек, марсовых площадок, руля, подставки для модели.

Чертеж шаблона тщательно переводится на прозрачный пергамент или кальку, а затем с помощью копировальной бумаги – на фанеру или доску. Надо стараться рациональнее использовать площадь обеих строительных материалов, а на доске располагать основную ось детали параллельно годичным кольцам, чтобы при дальнейшей работе, в самый неподходящий момент, деталь не сломалась, что часто происходит при несоблюдении этого правила. Отдельные части набора. Особенно шпангоуты, следует тщательно пронумеровать, чтобы не поменять их местами при сборке модели.

Непосредственная постройка модели начинается с выпиливания деталей лобзиком. При этом (так же, как при предшествовавшем нанесении контуров деталей на доску или авиационную фанеру) необходимо соблюдать максимальную точность. Только так можно избежать последующих осложнений при стыковке деталей набора и необходимости их дополнительной подготовки. Грани деталей пока не нужно зачищать наждачной бумагой или другим способом, поскольку к работе с ними еще придется возвращаться. Зато важно правильно пометить вырезанные детали и уложить их в коробку или пакет, чтобы иметь их под рукой при сборке остова парусника.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 40

Строительство модели начинают с наиболее объемной части – корпуса. Отдельные детали заготовлены и пронумерованы так же, как на основном чертеже, с которым постоянно надо сверяться. Сначала соединим килевую рамку со шпангоутами и внимательно проконтролируем с помощью гибкой рейки, соответствует ли огибающая шпангоутов ожидаемой форме корпуса. Надо удостовериться не только в соответствии номеров шпангоутов, но также в точном совпадении имеющихся на них стыковочных прорезей с прорезями в килевой рамке. Обнаруженные неточности устраняют подпилкой или шлифованием, и остов опять разбирают на части.

Установим килевую рамку вертикально, затем последовательно наденем на нее отдельные шпангоуты, предварительно намазав стыкующиеся поверхности клеем. После установки проверим положение каждого шпангоута относительно килевой рамки и при необходимости зафиксируем булавками. Закончив Соединение килевой рамки и шпангоутов, намажем их верхние поверхности клеем, слегка прижмем к ним сверху отдельные части палубы и зафиксируем их булавками от вертикального перемещения при застывании клея. При этом шпангоуты должны быть перпендикулярны к плоскости килевой рамки. Собранный подобным образом остов корпуса имеет заметную жесткость, так как шпангоуты фиксированы в двух плоскостях. Для увеличения общей прочности нанесем по капельке клея в точках пересечения шпангоутов с килевой рамкой и частями палубы.

Остается укрепить последнюю деталь остова – бушприт. Сделаем ее из рейки подходящего сечения и окончательно обработаем наждачной бумагой. Установку и закрепление бушприта на остове корпуса в необходимом положении произведем уже известным способом, с помощью клея и булавок. С помощью дрели и кончика ножа проделаем в палубе отверстия для мачт, соблюдая осторожность, чтобы она не треснула. Обрабатывая наждачной бумагой поверхность остова, обеспечим плавность линий, огибающих шпангоуты, в направлении вдоль корпуса, а также закругленность наружных кромок шпангоутов и палуб в носовой и кормовой частях корпуса.

Следующий этап – фанерование почти готовых палуб. Для этого используем самые рельефные полоски облицовочной фанеры. Наносим последовательно на палубу тонкие слои клея и плотно укладываем полоски шпона.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 41

Накладываемые полоски фанерной обшивки должны прилегать ко всей площади узких боковых граней, а не касаться их только по ребру. Обшивку будем приклеивать, начиная от самой нижней палубы. Она должна быть по возможности непрерывной от носа до кормы. Далее обшивку корпуса продолжим вниз, к килю, полоски уложим вплотную одну к другой. Сделаем пропуски для окон и пушечных портов согласно основному чертежу. В местах где корпус имеет большую кривизну, полоски начинают перекрывать одна другую или, наоборот, между ними образуются нежелательные щели.

В обоих случаях полоски обшивки сначала для примерки временно прикрепим на место, тщательно наметим, где их надо сузить, затем снимем и ножом или лучше ножницами подправим. По окончании обшивки нижней части корпуса продолжим ее аналогично вверх от основного (первого) пояса до уровня верхней палубы (или палубы надстроек). Наконец, приступим к участкам корпуса, оставшимся необшитыми. Чаще всего это плоская корма, образующая незакругленный угол с бортами, который невозможно обогнуть выступающими концами обшивки.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 42

После заключительной проверки обшивки, когда ножом сделаны последние незначительные поправки, нанесем на внешнюю поверхность модели шпатлевку.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 43

После высыхания, поверхность нужно отшлифовать.

Осторожно отшлифуем все доступные поверхности корпуса (не исключая килевой части) наждачной бумагой. Осторожно потому, что при сильном нажиме на шлифовальную бумагу можно продавить насквозь или протереть тонкую фанерованную поверхность бортов. Построенный, но еще не оснащенный корпус установим на подставку (кильблоки) Ее детали уже ранее были вырезаны вместе с последними частями остова. Подставка состоит из двух опорных стоек, соединенных простой соединительной планкой. Длина подставки не должна превышать 1/3 собственной длины корпуса. После окончания всех работ модель красят и покрывают лаком. Способ окраски зависит от типа судна, а также от качества его обшивки.

Рангоут и такелаж.

Деревянные детали мачт и такелажа относительно легко сделать из реек подходящего сечения. Чтобы они больше походили на настоящие, придадим всем составным частям мачт слегка коническую форму и отшлифуем наждачной бумагой.

Так же поступим с ранее вырезанными марсовыми площадками.
Соберем мачты. Соприкасающиеся поверхности частей мачт намажем клеем и соединим согласно чертежу. Марсовые площадки приклеивают только после затвердения клея на мачтовых соединениях.

Сразу после сборки мачт необходимо проверить их прямолинейность, которая должна быть тщательно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Заметно непрямолинейная мачта не годится, так как общее впечатление от модели может быть испорчено. Основным материалом для изготовления тросов на малых и средних моделях служат суровые нитки, толщина которых примерно соответствует масштабу модели. Конфигурацию и размеры мачтовых оттяжек зафиксируем на рабочей доске. Затем вобьем в доску молотком портновские булавки, располагая их, как показано на чертеже сбоку и на изгибах оттяжек. Булавки должны хорошо держаться в доске, чтобы выдержать натяжение при плетении вантовых лестниц. Отступя примерно 3см от начала изображенного шаблона, вобьем в доску небольшой гвоздик, куда будут сходиться все лучи несущих нитей и куда передается их основное натяжение.

Затем по бокам шаблона вобьем по ряду портновских булавок с интервалом 4-5мм для закрепления поперечных нитей, образующих ступеньки вантовых лестниц (так называемые выбленки). Оба ряда булавок должны находиться на расстоянии 3-4см от вант. Закончив эти приготовления, приступим непосредственно к изготовлению такелажа. Начнем с продольных нитей, которые натянем посильнее, насколько позволят опорные булавки. С продольной основой свяжем поперечные нити, будущие ступеньки вантовой лестницы. Поперечные нити протянем над продольными, так как они будут приклеены.

Теперь склеим их и покроем бесцветным нитролаком. В местах скрещения натянутых нитей осторожно нанесем по капельке клея; когда он затвердеет, получится прочное соединение, и в заключение пропитаем всю снасть бесцветным лаком. Как только она просохнет и затвердеет, осторожно обрежем по контуру нити, снимем с шаблона и окончательно ножницами приведем основу в порядок.

Оснащение модели.

Постройку модели продолжим установкой мачт. Вставим мачты в предварительно просверленные палубные отверстия и временно укрепим булавками в строго вертикальном положении.

Свободные концы оттяжек проведем под русленя (выступающие по бортам) и булавками прихватим к борту, как предусмотрено основным чертежом. Не забудем в меру натянуть снасти и капнуть клеем там, где они касаются русленей. Нити укрепляем, всегда продвигаясь от нижних снастей к верхним, не допуская их провисания и обрыва. При прикреплении такелажа не следует жалеть клея, места приклейки, как обычно, покрываем прозрачным нитролаком. После затвердения клея обрезаем лишние концы и убираем булавки.

Довершим оборудование модели остальными мелкими деталями, рулем, рулевым колесом, якорями, пушками, трапами, поручнями, крышками световых люков, крышками пушечных портов, запасным рангоутом и такелажем, носовой резной фигурой, спасательными шлюпками . Все это подготовим из подручных материалов. Полностью законченные, покрытые лаком изделия закрепим с помощью клея на корпусе. Вид и назначение отдельных деталей оборудования должны быть выявлены обобщенно, так как детальная проработка в уменьшенном масштабе весьма затруднительна и все равно незаметна на общем фоне модели. Эти детали только дополняют облик модели, но недолжны отвлекать внимание. Перо руля вырежем лобзиком из куска авиационной фанеры и прикрепи к килевой рамке с помощью петель из тонкой латунной жести. Запасные канаты покажем в виде бухточки из нескольких витков шпагата. Носовая фигура изготовляется лепкой из пластмассы и окрашивается. Корпус спасательной шлюпки делается по той же технологии, что и корпус корабля.

Изготавливаем масштабную модель фрегата Орел. Фото 44

Паруса.

После оснащения корпуса мачтами, оттяжками и дополнительным оборудование наиболее значительные из оставшихся работ – изготовление рей и парусов с соответствующими тросами (так называемым бегучим такелажем, в отличие от стоячего такелажа, к которому относятся все мачтовые оттяжки). Сделаем реи из подходящих по размеру шпилек круглого сечения и придадим им с помощью наждачной бумаги слегка сужающуюся к концам коническую форму. Сразу же пометим реи, чтобы в дальнейшем, при установке парусов, не перепутать их. Особенно это важно для многопарусных судов. Материал перед раскройкой пропитаем бесцветным нитролаком.

Но сначала растянем его над рабочей доской булавками. Когда лак высохнет, перенесем на полотно контуры парусов. Для этого не нужна копировальная бумага. Пропитанное полотно стало прозрачным, достаточно положить его на шаблон, обвести контуры и вырезать паруса. Края парусов обработки не требуют, после пропитки они не обтреплются. Если надо паруса раскрасить, а на некоторые нанести какие-нибудь знаки или надписи, сделаем это до подвески их на мачтах.

Затем укрепим паруса на реях и снабдим их тросами, которые по-прежнему имитируем суровыми нитками, какие применялись для мачтовых оттяжек. Для удобства дальнейшей работы нарежем нити на куски длиной около 15см. Заканчиваем сборку, пользуясь клеем и булавками. Заметим, что для работы тросы должны оставаться мягкими до окончательной установки парусов. Пропитку их лаком производим уже на готовой модели. Паруса навешивают от носа к корме, а на мачтах – снизу вверх. Помимо тросов, удерживающих реи (фалы, топенанты), покажем тросы, управляющие парусами (брасы и шкоты). От передних прямых парусов они проводятся к задней мачте и наоборот.

Окончание работы.

Последнее, что остается сделать на модели, — развесить флаги, устранить некоторые дефекты первоначального лакового покрытия корпуса, а главное, пропитать тросы бесцветным лаком. Сделаем флаги из того же полотна, что и паруса, и раскрасим их с обеих сторон нитрокрасками. Волнистую форму придадим им приблизительно полчаса спустя, когда лак подсохнет, но еще не затвердеет. Флаги подвесим на тросах или флагштоках мачт, как предусмотрено исходным проектом. При окончательной окраске бесцветным нитролаком паруса и тросы кратковременно размягчатся. Воспользуемся этим и придадим им нужную выпуклую форму. Которая сохранится, когда лак засохнет.

Заключение

Прежде чем шагнуть на палубу настоящего корабля, многие из увлеченных мечтой о море отдают свой досуг постройке кораблей и судов. Судомоделизм многогранен. Инженеру он помогает оценить правильность новой технической идеи, а школьнику попробовать свои силы в конструировании. Строя модели, молодежь приобретает различные знания и навыки. Проектирование и постройка модели знакомят с военно-морским делом, судостроением, основами математики, физики, черчения, геометрии. Моделист должен отлично владеть столярным и слесарным инструментом.

Активное познание истории развития кораблестроения. Морской техники – еще один важный аспект Судомоделизма. Создатель мини-корабля должен отлично знать биографию его прототипа; прежде чем браться за лобзик или напильник, он должен познакомиться с судьбой корабля и его экипажа.

После долгих часов кропотливой работы модель парусника, наконец, завершена. В памяти живут подробности постепенного создания модели, и успешное окончание работы вызывает чувство удовлетворения. Впечатление, которое производит настоящая модель парусника, несравненно сильнее, чем ее проект, выполненный на бумаге. Но многие, возможно испытают еще и другое чувство – ощутят потребность приняться за следующий проект, чтобы улучшить то, что, может быть, показалось неудачным, использовать приобретенный опыт и возникшие идеи.

Инструмент судомодельных кружков.

Станочное оборудование судомодельных кружков.

Словарь морских и судостроительных терминов.

Ахтерштевень- набор брусьев и книц, ограничивающих корпус судна с кормы.
Бак –носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты.
Баллер руля- ось для вращения руля, скрепленная с пером руля.
Баллер шпиля – вертикальный барабан шпиля, насаженный на ось или шпиндель шпиля.
Бегин-рей – нижний рей на бизань-мачте, которому парус не привязывался и который поэтому называется еще сухим.
Бизань-мачта- задняя мачта на иолах и кечах и на всех парусных судах, имеющих три мачты и более.
Бизань-трисель- парус трисельного покроя, своей верхней шкаториной закрепляется на рее ? идущем от бугеля в корму, а передней шкаториной крепится к мачте.
Боканцы- деревянные или металлические балки, выдающиеся за борт для подвешивания корабельных шлюпок.
Бушприт -горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна; служит для отнесения центра парусности в нос.
Ватервейс – крайний к борту утолщенный пояс палубного настила; может состоять из двух и более параллельно соединенных между собой брусьев.
Винтранец – брус, помещенный своей верхней гранью на высоте косяков нижней палубы.
Выстрел-Длинное рангоутное дерево, укрепленное на вертлюге шпором к фальшборту у фок-мачты.
Гакаборт- верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Грот-мачта – вторая мачта, считая от носа.
Карлингс – продольная палубная балка, поддерживающая поперечный набор палубы.
Квартердек – приподнятая на 0,8-1м кормовая часть верхней палубы.
Квартопирсы – часть конструкции с боку кормы, которая служила для крепления боковых галерей.
Киль – основная нижняя непрерывная продольная связь, проходящая в диаметральной плоскости по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня и соединенная с ними.
Крамбол – на деревянных парусных судах толстый короткий брус, выходящий за борт на полубаке и поддерживаемый снизу кницей, называемой сапортус.
Кубрик – жилое помещение для команды.
Мачта -вертикальное дерево на судне, является основой для всего рангоута и служит для несения парусов.
Нок – оконечность рея, задние концы гиков, верхние концы гафелей и внешний конец бушприта.
Планширь – брус, прикрывающий сверху фальшборт или леерное ограждение.
Рангоут – круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, предназначенные для несения парусов.
Рей -рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге, служит для привязывания к нему парусов.
Трап – лестница на судне.
Фальшборт – легкая обшивка борта открытых палуб.
Фок-мачта – передняя мачта на судне, считая от носа к корме.
Форштевень – набор брусьев и книц в диаметральной плоскости, ограничивающих корпус судна с носа.
Ют – надстройка в корме.

 
 
Москва, ул. Щербаковская, д.3, 5 этаж
Орел, Бакланово, ул. Спасская д. 31